Положение
о региональном этапе Всероссийского конкурса эссе
«День рубля» в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение утверждает порядок организации и проведения
регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «День рубля» в рамках
праздника «День Финансиста» в 2020 году (далее – региональный этап конкурса), порядок участия в региональном этапе конкурса и определение призеров регионального этапа конкурса.
1.2. Организатором регионального этапа конкурса является ГБОУ ДПО
«Нижегородский институт развития образования» (далее – ГБОУ ДПО НИРО).
1.3. Цель регионального этапа конкурса:
- повышение уровня знаний обучающихся об истории финансовой системы
в Российской Федерации.
1.4. Задачи регионального этапа конкурса:
- содействие развитию активной гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение ценностей и традиций государства;
- выявление и поощрение обучающихся, обладающих глубокими познаниями истории, экономики и обществознания, способных их применять;
- развитие творческого потенциала обучающихся.
1.5. Участниками регионального этапа конкурса являются обучающиеся 7-11
классов государственных, муниципальных и частных общеобразовательных
организаций, реализующих программы основного и среднего общего образования Нижегородской области.
1.6. Участие в региональном этапе конкурса бесплатное и добровольное.
1.7. Языком регионального этапа конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.
1.8. Информация о проведении регионального этапа конкурса размещается на
официальном сайте ГБОУ ДПО НИРО.
2. Сроки проведения регионального этапа конкурса
2.1. Региональный этап конкурса проводится в следующие сроки:
- 12.10.2020 – 23.10.2020: прием конкурсных работ;
- 26.10.2020 – 29.10.2020: оценка конкурсных работ;
- 29.10.2020 – 30.10.2020: определение призеров регионального этапа
конкурса (первое, второе, третье место), отправка информации в адрес жюри
Всероссийского конкурса эссе «День рубля» в рамках праздника «День
Финансиста» в 2020 году.
3. Тематические направления регионального этапа конкурса
и жанры конкурсных работ
3.1. Общая тематика регионального этапа конкурса:
- «Семейный бюджет и финансовые цели»;
- «Осторожно – мошенники! Или как распознать финансовых мошенников»;
- «Я – будущий предприниматель!»;
- «Рассказ об успешном российском финансисте»;
- «Деньги как инструмент благотворительности».
3.2. Тему конкурсной работы участник регионального этапа конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
3.3. Жанр конкурсных работ: эссе.
4. Критерии оценки конкурсных работ
4.1. Критериями оценки конкурсных работ являются:
- соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса;
- владение теоретическим и фактическим материалом по теме;
- логичность авторского текста;
- общая гуманитарная эрудиция;
- навык организации академического текста, связность, системность,
последовательность изложения, культура письма;
- грамотность.
5. Организация проведения регионального этапа конкурса
5.1. Для организационно-технического и информационного обеспечения регионального этапа конкурса создаются:
- оргкомитет регионального этапа конкурса;
- жюри регионального этапа конкурса.
5.2. Состав оргкомитета формируется из числа сотрудников ГБОУ ДПО
НИРО.
5.3. Состав жюри формируется из числа:
- практикующих педагогов русского языка и литературы;
- сотрудников ГБОУ ДПО НИРО.
5.4. Требования к отбору членов жюри регионального этапа конкурса:
- наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных работ;
- отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения регионального этапа конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников регионального этапа конкурса в ходе проведения оценки конкурсных работ.
5.5. Функции и полномочия оргкомитета регионального этапа конкурса:
- организация приема работ на региональный этап конкурса;
- организация работы жюри регионального этапа конкурса;
- составление рейтинговых списков на основании итогов работы жюри;
- утверждение итогов проведения регионального этапа конкурса;
- разработка и осуществление процедуры награждения призеров
регионального этапа конкурса;
- осуществление связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки по освещению проведения регионального этапа
конкурса;
- размещение информации о региональном этапе конкурса на сайте ГБОУ
ДПО НИРО;
- направление призеров регионального этапа конкурса (первое, второе, третье место) на награждение в Москву.
5.6. Функции и полномочия жюри регионального этапа конкурса:
- жюри оценивает представленные на региональный этап конкурса работы в соответствии с утвержденными критериями (Приложение 2);
- каждую работу оценивают не мене 3 членов жюри методом случайной выборки;
- жюри имеет право на снятие с регионального этапа конкурса работ, имеющих признаки плагиата (рекомендуемая уникальность текста не менее 78%);
- жюри определяет призеров регионального этапа конкурса в соответствии с методикой оценки работ (Приложение 2);
- жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри и рейтинговые списки;
- жюри передает протоколы, рейтинговые списки и оцененные конкурсные работы оргкомитету регионального этапа конкурса.
6. Порядок проведения регионального этапа конкурса
и требования к конкурсным работам
6.1. Информация об оформлении конкурсной работы представлена в методических рекомендациях по организации и проведению регионального этапа конкурса (Приложение 1).
6.2. Каждый участник имеет право представить на региональный этап конкурса только одну работу.
6.3. Участники регионального этапа конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе.
6.4. Во время написания конкурсной работы разрешается использовать цитатник (по определенному тематическому направлению). Допускается использование орфографических словарей и справочников по русскому языку.
6.5. Участник присылает в оргкомитет регионального этапа конкурса свою
работу вместе с регистрационной формой (Приложение 3) и согласием на обработку персональных данных (Приложение 4) на электронный адрес contest@niro.nnov.ru.
Все поля регистрационной формы (заявки) являются обязательными к заполнению.
Работы, присланные без оформления заявок либо с не полностью или некорректно заполненными заявками, к участию в региональном этапе конкурса не допускаются.
6.6. Оргкомитет передает работы участников, присланные в адрес оргкомитета, жюри регионального этапа конкурса вместе с регистрационными формами.
6.7. Жюри регионального этапа конкурса определяет призеров регионального
этапа конкурса. Призерами регионального этапа конкурса признаются работы, которые в соответствии с методикой оценки (Приложение 2) получают соответственно первое, второе и третье место в общем рейтинге работ по итогам оценки.
6.8. Оргкомитет регионального этапа конкурса направляет в адрес жюри регионального этапа конкурса электронную версию протокола, которым определена работа, занявшая первое место в региональном этапе конкурса.
6.9. Призеры регионального этапа конкурса, занявшие первое, второе и третье место, направляются в Москву для участия в мероприятиях, приуроченных к Всероссийскому конкурсу эссе «День рубля» в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году (в случае проведения).
Приложение 1
Методические рекомендации по организации и проведению
регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «День рубля»
в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году
Для участия в региональном этапе конкурса необходимо сформулировать тему работы в рамках одного из следующих тематических направлений:
- «Семейный бюджет и финансовые цели»;
- «Осторожно – мошенники! Или как распознать финансовых мошенников»;
- «Я – будущий предприниматель!»;
- «Рассказ об успешном российском финансисте»;
- «Деньги как инструмент благотворительности».
Работа должна быть выполнена в жанре эссе. От каждого участника принимается только одна работа, выполненная самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
Эссе – это:
- жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы;
- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение
факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций;
- прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
В современном литературоведении характеризуется как очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
Эссе, представленное на региональный этап конкурса, должно иметь следующую структуру:
1. Вступление (введение) – отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных
тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе на основе анализа фактов.
Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть
доказательны. Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
- тезис – суждение, которое надо доказать;
- аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
- вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
3. Заключение – окончательные выводы по теме; то, к чему пришел автор в
результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
При написании конкурсной работы также необходимо учитывать следующие
требования:
- Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).
- Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т.е.
оценочные суждения – мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).
- Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована противоположная ей.
- Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение,
основную часть, заключение).
- Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
- В эссе должно присутствовать творческое начало.
- Конкурсная работа должна быть оформлена следующим образом: максимальный объем – 3 страницы, используемый шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12 пт с межстрочным интервалом 1,15.
- Работы присылаются в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600
dpi, объемом не более 3 МБ.
- Работа должна быть подписана.
- Работу необходимо направить на электронный адрес contest@niro.nnov.ru
вместе с заполненной регистрационной формой заявки и согласием на обработку персональных данных строго до окончания срока приема конкурсных работ.
Приложение 2
Критерии оценки и методика оценки конкурсных работ
1. Исходя из целей и задач регионального этапа конкурса, тематических
направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны
критерии оценки эссе, участвующих в региональном этапе конкурса.
№
|
Критерии
|
Детализация
|
Баллы
|
Сумма
|
1
|
Понимание темы и
соответствие ей содержания
работы (если тема не понята
автором или
проинтерпретирована
совершенно неправильно
(грубо проигнорировано
объективное содержание и
логическая структура
выбранного афоризма),
остальные критерии при
проверке данной работы
могут не учитываться и за все
эссе выставляется либо «0»
баллов, либо (по решению
жюри) не более «10» баллов
за всю работу
|
1.1. адекватность понимания темы;
1.2. грамотная постановка основной
проблемы;
1.3 умение отделять главное от
второстепенного;
1.4. соответствие содержания
работы заявленной теме;
1.5. полнота раскрытия темы,
выделение проблем, связанных с
основной темой, и адекватность их
раскрытия
|
0-2
0-3
0-2
0-3
0-2
|
12
|
2
|
Владение теоретическим и
фактическим материалом по
теме (в случае, если анализ
проведен исключительно на
повседневно-житейском
уровне или при наличии в
работе не относящихся к
теме фрагментов текста или
примеров по данному пункту,
ставится оценка «0» баллов)
|
2.1. владение концептуальным
аппаратом (использование
обществоведческих понятий,
терминов, классификаций,
относящихся к теме);
2.2. знание основных теоретических
подходов к решению обсуждаемой
проблемы и их представителей,
наличие ссылок на мнения
известных исследователей по
данной теме;
2.3. использование системного
подхода: выделение основных
аспектов и уровней проблемы,
понимание их взаимосвязей;
2.4. аргументация на
теоретическом, а не на обыденном
уровне
2.5. аргументация на эмпирическом
уровне (приведение конкретных
примеров, отсылка к фактам, и
т.п.);
2.6. выявление широких
взаимосвязей, в том числе
междисциплинарного характера
|
0-2
0-2
0-2
0-2
0-2
0-2
|
12
|
3
|
Логичность авторского текста
|
3.1. ясность и четкость
формулировок, отсутствие
путаницы, связанной с
двусмысленностью и
неопределенностью выражений;
3.2. обоснованность,
непротиворечивость рассуждений,
отсутствие пробелов в
аргументации;
3.3. грамотность определения
понятий и грамотность
классификаций;
3.4. осуществление выводов,
основанных на структурных
взаимосвязях между
используемыми понятиями:
генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п.
|
0-3
0-3
0-2
0-2
|
10
|
4
|
Общая гуманитарная эрудиция
|
4.1. знание социальных фактов и их
уместное использование;
4.2. использование примеров из всемирной и отечественной
истории;
4.3. знания в области истории
мировой культуры (использование
образов, символов, метафор из
художественной литературы,
живописи, музыки и др.);
4.4. творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления
|
0-2
0-3
0-3
0-2
|
10
|
5
|
Навык организации
академического текста,
связность, системность,
последовательность изложения,
культура письма
|
5.1. связность, системность,
последовательность текста;
5.2. четкая структурированность
текста;
5.3. соблюдение базовых
стандартов академического
цитирования;
5.4. единство стиля, точность и выразительность языка
|
0-2
0-1
0-1
0-2
|
6
|
6
|
Грамотность
|
6.1. соблюдение орфографических норм;
6.2. соблюдение пунктуационных норм;
6.3. соблюдение языковых норм;
6.4. соблюдение речевых норм
|
0-3
0-3
0-2
0-2
|
10
|
|
ИТОГО
|
|
|
60
|
2. Каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее
чем тремя членами жюри.
3. Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим. Рекомендуется дополнительная проверка работ, получивших высокие баллы и оказавшихся в верхней части итогового рейтинга.
4. Решения жюри принимаются большинством голосов, в случае равного количества голосов «за» и «против» решение принимается Председателем жюри.
Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат.
Апелляции не принимаются.
5. Согласно решению жюри, оформляется протокол проверки конкурсных
работ, который должен быть подписан Председателем жюри.
Приложение 3
Регистрационный лист
участника регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «День рубля» в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году
Муниципальный район / муниципальный
округ / городской округ
|
|
Город (населенный пункт)
|
|
Полное название образовательной
организации
|
|
Ф.И.О. (полностью) участника
|
|
Электронная почта участника
|
|
Контактный телефон участника
|
|
Класс, в котором обучается участник
|
|
Тематическое направление
|
|
Тема сочинения (эссе)
|
|
Подпись участника
|
|
Приложение 4
Согласие на обработку персональных данных
регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «День рубля»
в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году
Я, __________________________________________________________________
(ФИО родителя или законного представителя участника регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «День рубля» в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году)
паспорт ______ ______________,
(серия, номер)
выдан_____________________________________________________________
(когда, кем)
_____________________________________________________________________________
(в случае опекунства / попечительства указать реквизиты документа, на основании которого осуществляется опека или попечительство)
_____________________________________________________________________________
(адрес)
даю согласие на обработку персональных данных моего ребенка
_____________________________________________________________________________
(ФИО ребенка)
_____________________________________________________________________________
(адрес)
оргкомитету регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «День рубля» в рамках праздника «День Финансиста» в 2020 году (далее – региональный этап конкурса) для обеспечения участия ребенка в региональном этапе конкурса.
Предоставляю оператору право на обработку следующих персональных данных: Фамилия, Имя, Отчество, образовательная организация, класс, город, конкурсная работа.
Данным заявлением разрешаю считать общедоступными, в том числе выставлять в сети «Интернет», следующие персональные данные моего ребенка: ФИО, город, школа, конкурсная работа.
Данное согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 6 месяцев.
_________________ ______________________ _____________________
(личная подпись) (расшифровка) (дата)__