Гигиена и здоровье детей. Снижение санитарных рисков в домашних условиях в период пандемии коронавирусной инфекции

7 октября 2020 г.

Гигиена и здоровье детей. Снижение санитарных рисков в домашних условиях в период пандемии коронавирусной инфекции

 

Мировая пандемия COVID-19 и вынужденная самоизоляция граждан России в домашних условиях сформировали целый ряд новых вызовов в области защиты и обеспечения безопасности здоровья детей.

Вынужденная изоляция граждан в домашних условиях привела к ограничению их деятельности жилыми помещениями: обучение, работа, отдых и питание — все это проводилось в домашних условиях, где семьи с детьми находились несколько месяцев.

Помимо традиционных опасных факторов для здоровья обучающихся (неправильное питание, недостаток физической активности, опасное поведение детей в отношении собственного здоровья) специалисты выделяют главный, связанный с усиливающейся цифровизацией образовательной среды.

Цифровизация образовательной среды и жизнедеятельности, включающие неконтролируемый доступ детей к информации, внедрение в обучение цифровых инструментов в качестве обязательных без проведения их гигиенической экспертизы создают высокие риски для физического и психического здоровья детей, а именно:

а) высокая вероятность последствий в виде переутомления, психоэмоционального перенапряжения и избыточной нагрузки на нервную систему детей;

б) возрастание рисков воздействия цифровой образовательной среды и жизнедеятельности физической природы (электромагнитные излучения, акустические воздействия, чрезмерное физическое напряжение нервно-мышечного аппарата, как следствие вынужденной позы при работе с компьютерами, ноутбуками и планшетами).

Серьезно возросла информационная нагрузка на обучающихся. Дистанционное образование сопровождается такими неблагоприятными факторами, как значительное увеличение продолжительности учебных занятий, времени выполнения школьных заданий, времени работы детей с компьютерами и гаджетами. При проведении опроса обучающихся было установлено, что более 77% опрошенных ежедневно работали с цифровыми устройствами 4 часа и более, 73% респондентов для дистанционного обучения использовали смартфон. При этом снижение физической активности отмечено у 55% респондентов.

В условиях периода вынужденной изоляции, когда образовательный процесс был оперативно переведен в дистанционный формат, данные риски еще более усилились и нашли свое отражение в повседневной жизни значительного числа обучающихся. Несмотря на то, что в настоящее время вынужденная изоляция граждан завершена, и образовательный процесс возвращается к традиционным форматам, существуют категории обучающихся, которые в силу объективных факторов (ограничения здоровья, проживание в удаленных и труднодоступных местах) вынуждены использовать формат дистанционного обучения.

Отсутствие полноценного сезонного детского отдыха также способствовало нарушению одной из главных составляющих здоровьесберегающего жизнеобеспечения школьников.

Важным фактором риска является также вопрос гигиенической и дезинфекционной безопасности жилых помещений.

Обострилась проблема распространения возбудителей заболеваний в жилых помещениях. Факторы среды обитания, такие как закрытость помещения и плотность контактов, традиционно характерные для общественных мест (детские сады, школы, объекты торговли и досуга) в период вынужденной изоляции стали оказывать серьезное воздействие на санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, в особенности семей с детьми. Согласно результатам международных исследований, 52% семей не проводят дезинфекцию поверхностей дома во время сезона ОРВИ и гриппа, а 31% зарегистрированных пищевых отравлений происходят в частных домах.

Вместе с тем выявлено, что микроорганизмы концентрируются на поверхностях в помещениях даже в отсутствие зараженного человека (переносчика). Выводы международных экспертных организаций, материалы Роспотребнадзора свидетельствуют о том, что на некоторых поверхностях жилых помещений (кухонная раковина, столешница, клавиатура компьютера, стиральная машина) фиксируется наибольшая концентрация возбудителей инфекционных заболеваний, таких как: килоформные бактерии, плесневый грибок, возбудители пневмонии и диареи, это так называемые «зоны риска». В материалах ВОЗ указывается, что домашние помещения являются пространством передачи инфекции в силу плотности и частоты контактов между людьми.

Роспотребнадзором была проделана большая работа по разработке рекомендаций по дезинфекции жилых помещений в период пандемии COVID-19. В тоже время гигиенические риски в жилых помещениях пока отдельно не выделены в числе направлений обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности и другим критериям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарным правилам) в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания. Однако данные требования и правила не содержат норм, связанных с обеспечением безопасного пребывания в жилых помещениях и соблюдения мер дезинфекции.

В настоящее время гигиенические факторы в жилых помещениях не включены в список факторов среды обитания, в отношении которых проводится социально-гигиенический мониторинг. На уровне санитарных правил и норм также не указаны гигиенические факторы в жилых помещениях.

Обучающиеся и их родители на сегодняшний день недостаточно информированы о правилах и рекомендациях по организации процесса дистанционного обучения. Большинство родителей оказались не готовы к созданию благоприятной и гигиенически безопасной образовательной среды для детей в жилых помещениях.

 

Основные направления решения проблемы защиты и обеспечения безопасности здоровья детей в условиях пандемии COVID-19:

  1. Информационная подготовка педагогических работников по вопросам организации дистанционного образования с учетом гигиенических и санитарных требований обеспечения безопасности здоровья обучающихся.
  2. Обязательное проведение гигиенической экспертизы инновационных педагогических технологий, цифровых образовательных инструментов, используемых в образовательной деятельности.
  3. Подготовка единых гигиенических стандартов и требований к дистанционному образованию детей и подростков с учетом, как физических, так и психоэмоциональных рисков для здоровья, включая следующие требования:

• к эргономической организации рабочего (учебного) места обучающегося — подбор мебели с учетом физических данных обучающихся, размещение средств обучения (компьютера) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

• к воздушно-тепловым условия рабочего (учебного) места обучающегося (проветривание, соблюдение дистанции от отопительных приборов);

• к освещенности помещения рабочего (учебного) места обучающегося (обязательное наличие естественного освещения, наличие искусственного освещения в темное время суток);

• к режиму организации занятий (длительность занятия с направлением непрерывного взора (внимания) на компьютере не должна превышать 50% от общей длительности дистанционного урока; обязательное наличие 10-минутных перерывов (преимущественно двигательного характера - динамических пауз во время занятий);

• к соблюдению санитарно-гигиенического режима в рабочей зоне обучающихся, находящихся на дистанционном обучении;

• к организации питьевого режима и режима питания обучающегося в домашних условиях.

  1. Предоставление гражданам, и в первую очередь семьям с детьми, полной информации о «зонах риска», правилах дезинфекции данных зон и жилых помещений в целом, а также о необходимых к применению и безопасных действующих веществах с целью проведения эффективной дезинфекции дома.

В соответствии с позицией экспертов и представителей региональных органов власти в данной работе необходимо использовать «семейно-ориентированный подход».

 

1.         Совместное письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора от 7 февраля 2020 года № 02/1814-2020-23 «О профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях» https://mrds3.edumsko.ru/uploads/1400/1360/ section/77300/informatsionno_-_metodicheskoe_pismo-1.pdf?1581788530867

2.         Рекомендации по проведению дезинфекции жилых помещений для лиц, находящихся в домашней изоляции (Приложение 8 к MP 3.1.0170-20) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73764250/

3.         Рекомендации по дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса.https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php? ELEMENT_ID=14168

4.         Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (Письмо Роспотребнадзора РФ от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32). http://docs.cntd.ru/document/564313580

5.         СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». http://docs.cntd.ru/document/901865498

6.         Рекомендации ВОЗ «Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73960734/

7.         Рекомендации для детей, подростков и родителей по обеспечению психического здоровья в период пандемии COVID-19. https://docs.edu.gov.ru /document/82e053bc2468d77ec62dcd82affaddc9/download/2763/

8.         Рекомендации по распорядку дня ребенка на дистанционном обучении https://стопкоронавирус.рф/what-to-do/parents/

 

 

 

Новости

 

 

 

Наверх